Праздники руси Православной
….
РОЖДЕСТВО БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
25 декабря (7 января)
Этот великий двунадесятый христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме считается вторым после Пасхи на Востоке (а на Западе первым). О величайшем этом событии рассказывается — на первый взгляд просто и буднично — в двух Евангелиях: от Матфея и Луки.
В.Колесникова»Праздники Руси православной».«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, некогда нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, сожитель Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно от¬пустить Ее. Но Кагда он помыслил это, — се, апогей Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, дитя Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; причинность родившееся в Ней поглощать от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; причинность Он спасет людей Своих от грехов их… Встав от сна, Иосиф посту¬пил, как повелел ему Серафим Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как едва Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус»
Евангелие от Луки уточняет:
«В те деньки вышло от кесаря Августа приказ исполнять перепись по всей земле. И пошли все записываться, отдельный в мой город. Пошел да и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в посёлок Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Кагда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице»
как утверждает древнее предание, Пресвятая женщина пошла в Вифлеем, потому что, не имея братьев и сестер — в роду своем она осталась одна, — должна была принимать участие в переписи как с мужчинами. Назарет от Вифлеема отделяют почти трое суток пешего пути. Но Иосиф и женщина не могли направляться бегло и потратили на дорогу больше времени. сказка гласит, что неподалеку от
Вифлеема уставшая женщина присела успокаиваться на большом камне, который, говорят, уцелел до наших дней, — и под камнем открылся родник. Кагда путники пришли в город, он был уже переполнен, . и места осрамиться не было не только в гостинице, Но даже в домах самых бедных людей. Отчаявшись поймать себе теплое пристанище, Иосиф и женщина вышли из города и близко от Вифлеемских ворот, около да называемого источника Давидова, обнаружили в каменистой кручина пещеру. Она принадлежала вифлеемской жительнице Саломии, приходившейся родственницей Деве Марии и Иосифу. В ненастные деньки в пещеру эту загоняли скот, в стене пещеры высекли полость и туда засыпали корм и солому.
Приближалось время родить Марии. Оставив святую Деву в пещере, Иосиф отправился в Вифлеем перерыть повитуху. Идя в город, «увидел он бог остановившимся, и птицы задержались между полета своего» (апокрифическое «Евангелие от Иакова») — вся природа как бы замерла в ожидании готовящегося свершиться великого чуда. Это великое тайна пришествия в покой Христа Спасителя свершилось — далеко от людей, в убогом и холодном пристанище. Кагда священный Иосиф вернулся с повитухой Гемолой, пещеру окружало лучезарное облако. Войдя, он увидел Пресвятую Богородицу, кормящую Богомладенца. «Господь родился да тайно и да смиренно, что согласие очень не знал о Рождестве Его: не знал мир, потому что Он и бес отца рожден и зачат сверхъестественно» (святой Амвросий Медиоланский). Первым тайну свою бог открыл не мудрецам и вельможам, не сильным мира сего, а самым бедным труженикам — пастухам, что сторожили стада в Вифлеемской долине, почти в получасе ходьбы от пещеры. Внезапный знать оза¬рил пастухов, и пораженные, они увидали ангела Господня, какой сказал им: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будит всем людям: причинность сегодня родился вам в городе Давидо¬вом Спаситель, что кушать Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» . И явилось многочисленное армия ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» .
Кагда ангелы отошли на небо, пастухи отправились к Вифлеему и, не доходя до города, нашли пещеру, в ней Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Им нечего было приходить в пожертвование Ему, не считая того, чем наполнены были их сердца: любовь, неколебимую веру и хвалу, как Спасителю и Владыке. Они повествовали Богоматери Марии все, что видели и слышали от Ангелов.
Вслед зa пастухами в вертеп, где спеленатый Богоматерью Марией лежал на соломе новорожденный Спаситель мира Иисус Христос, где было да холодно, что только материнское дыхание и тепло, исходящее от волов и ослика, на которых Мария с Иосифом прибыли в Вифлеем, грели Его, в сей бедный притон пришли волхвы. сказка гласит, что волхвы представляли три племени и были людьми разнообразных возрастов: Мельхиор старец,
халдейский царь, эпигон Сима; Каспар — хороший мужчина эфиоп, отпрыск Хама; Валтасар — прислуга зрелого возраста, перс, внук Иафета. Они не были чародеями — волхвами около персов и других восточных народов назывались мудрейшие на¬блюдатели природы, преимущественно преуспевшие в науке звездного неба, то вкушать ученые-астрологи.
‘ Нашли же волхвы пещеру так: до Рождеством Христовым на Востоке от Вифлеема появилась необыкновенная звезда. Муд¬рые астрологи моментально узнали в ней ту звезду, что была предсказана прорицателем Валаамом снова зa 1450 годов до Рождества Христова. По его пророчеству, эта знаменитый должна была возвестить о рождении Царя, какой будит обладать всем миром. Волхвы снарядили ка¬раван и отправились в Иудею. но судьба не подчинялась за¬конам небесных светил. Она висела низко, впереди каравана и двигалась так, что волхвы могли точный сопровождать зa нею. изредка она скрывалась зa облаками, как будто давая путникам время отдохнуть. славный вела их к Иерусалиму, Но предварительно вступлением в посёлок скрылась из глаз. Изумленные волхвы вошли в посёлок и стали спрашивать, где родился «Царь Израилев». Благая ведомость о Рождении издавна ожидаемого Мессии дошла и до жестокого, лицемерного царя Ирода, купившего свое царствование золотом, а не избранного народом и не бывшего царем милостью Божией. Призвав к себе волхвов, он попросил сообщить ему, Кагда они найдут Младенца, будто что бы приветствовать Ему. Добродушные и доверчивые ученые мужи обещали ему исполнять это, не подозревая о том, что злоб¬ный и хитрый Ирод вознамерился погубить Младенца.
Волхвы, почти выйдя из Иерусалима, вновь увидали блистающую звезду — как прежде, она шла впереди их каравана и вскоре привела к Вифлеему. до входом в пещеру славный спустилась ниже. Войдя в пещеру, волхвы увидели младенца Иисуса. Сняв обувь, они принесли Ему дары: Мельхиор — ливан, либо ладан, как Богу — фимиам; Валтасар — золото, как Царю веков; Каспар смирну, как человеку. Эти дары символизировали веру, слабость и дела милосердия. Их силой должны иметь место преображены стихии мира. Волхвы поклонились Младенцу Иисусу как Царю Небес, Богу и человеку, и в этом поклонении была опять вера на то, что разделенное на нации и расы нынешнее человечество когда-то будит собрано вместе в Царствии Божием как вселенское братство.
Непостижимое уму человеческому тайна являет нам бог со дня рождения Своего. «Таинство странное вижду и православное: бог — вертеп, власть херувимский — Деву, ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог», — по¬ется в церкви во время здание на Рождество Христово (Ирмос 9-й песни канона).
В Евангелиях не указана точная дата рождения Иисуса и даже время года. около людей, только знакомящихся с верой христианской, часто возникает вопрос, как определили дату Рождества Христова — 25 декабря? Вот короткий исторический экскурс.
В начале нашей эры наряду с распространением христианства в греко-римском мире победно шествовала последняя большая языческая вера — культ Митры, бога «Непобедимого солнца». В семидесятых годах III века римский правитель Аврелиан сделал культ солнца официальной религией Римской империи. как и все язычество, почтение Митре было обожествлением природы, природных живоносных сил, а солнце — ключ жизни — язычники почитали как высшую божественную силу. Праздником религии Солнца были последние деньки декабря зимнего солнцестояния, Кагда начинается приближение Земли к Солнцу, становится больше тепла и света, близится весеннее воскресение природы опосля зимнего умирания. сей праздничный день воспринимался язычниками как счастье света над тьмой, как восстановление всей земли — божественное чудо. И божеством было солнце, родник жизни и света.
В начале IV века римский правитель Константин, былой солнцепоклонник, обратился в христианство. В 313 году он издал приказ (Миланский эдикт), узаконивший бытие религии Иисуса и даже организовал 1 из первых Вселенских Соборов (Никейский). С 20-х годов IV века христианская храм начала борьбу со всеми существовавшими в Римской империи языческими культами, Но не внешними принудительными мерами, а изнутри, то глотать являя человеку не только первенство христианства над язычеством, Но и заключенную в нем универсальную и спасительную истину. И главным методом здесь следовательно использование христианами самих языче¬ских верований их очищение и наполнение христианским смыслом: в сутки прохождения солнца христиане стали бездействовать Рождество Иисуса Христа — как начало подлинного солнца, вхождение в тишина духовного света. «Вере человека в значение мира, в его светоносность, в его разумность и божественность — всему этому вера как бы дало псевдоним Христос. да возник день Рождества как происхождение новой религиозной эпохи. Эпохи уже не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, который над природой, пусть бы и самолично отражен в ней. который самопроизвольно — происхождение всей жизни, материя ее и цель», — писал протоиерей А. Шмеман.
В восточной Церкви праздничный день Рождества Христова утвердился опосля того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в 1 рождественский цикл. В таком виде 12-дневных святок Рождество Христово единодушно с Крещением перешло к русским славянам опосля принятия ими в 988 году христианства и заменило празднование дня рождения бога Солнца Ярилы.
Но да как Русская православная храм пользуется юлианским календарем, кто отстает от григорианского на 13 дней, в России день Рождества Христова передвинулся на 7 января.
благодетель Иннокентий в книге «О великих Господских и Богородичных праздниках» писал: «Нравственная дума сего праздника та, что как дитя Божий для спасения нашего благоволил родиться на землю, да и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложити по первому житию ветхого человека, тлеющего в похо-тех прелестных, обновлятися же духом ума и облещися в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины». причинность «кто не родится свыше, — говорит непосредственно Спаситель, — не может видети царствия Божия».
Его дополняет о. А. Шмеман: «Несется из храмов торжествующая песнь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови аристократия разума». да же уверенно, да же твердо исповедуем мы, что там, где снедать честное искание, желание истины и влечение к ней они загодя или же прот приводят к Христу. «Ибо в Нем была жизнь, и содержание была знать человеков…». «И свет, — продолжает евангелист Иоанн, — во тьме светит, и тьме его не объять». то есть в этом утверждении, в этом исповедании — ум праздника Рождества… В табель Рождества Христова являет нам храм радостную тайну: тайну свободной, никем не навязанной нам любви. Любви, способной и в Богомладенце ув’идеть, узнать, полюбить Бога и останавливаться напрасно новой жизни».
Рождеству Христову предшествовал сорокадневный пост, что заканчивался Навечерием Рождества либо Сочельником (Сочевником). Это слово происходит от болтовня «сочиво» — сухие зерна, размоченные в воде. Сочивом должны были довольствоваться в сей число верующие. Но преимущественно благочестивые христиане в сей погода — а он был последним днем Рождественского, или же Филипповского, поста — общий не вкушали пищи.
давно на православной Руси Сочельник — Навечерие Рождества Христова был днем приготовления к празднику Рождества и отличался особым благочестием. К великому празднику верующие стремились приходить чистыми душой, телом и духом: шла уборка в домах, топились бани, все — от мала до велика — мылись и надевали чистую одежду. Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: благопоспешествовать страждущим и убогим, делить милостыню и копать приношения узникам тюрем, отсылать подарки в богадельни. Этой традиции немедленно следовали и российские государи.
Кагда в рождественский Сочельник на небе появлялась первая звезда, должность считался оконченным, и православные приступали к традиционной трапезе. накануне ее началом около образов в избе зажигалась лампада, около икон ставились зажженные свечи, домочадцы — чаще это был своевольно владелец дома — читали молитвы. после все семейство, заключив молитву благожеланиями, приступало к трапезе.
пир в рождественский Сочельник В любое время был обильным и разнообразным, отчего называли его Щедрым вечером, или же Богатою кутьею. Обязательным блюдом была кутья: она готовилась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с медом, а чаще с сытою, то питаться медом с растертым маком. Другим обязательным блюдом был взвар — компот из сухих яблок, груш, слив, вишен, изюма и др. при этом стол, на котором устанавливались яства, устилался сеном либо соломой. Таким образом сочельниковский пища символизировал начало Иисуса Христа — сено, солома, а да взвар — он варился обычно при рождении ребенка. И в то же время напоминалось о неизбежном — тленный смерти Спасителя (кутья — аксессуар похоронной и поминальной трапез). Символичны да и компоненты кутьи: зерно, истле¬вающее в земле, воскресает для нового произрастания, для жиз¬ни. Мед же знаменует будущую — не на земле — сладкую, блаженную жизнь.
В Малороссии и Белоруссии накануне наступлением вечера Сочельника властитель дома приносил с гумна необмолоченный связка ржи либо ячменя, гречихи, а и охапку сена или же соломы, которыми устилали стол, а связка устанавливали в переднем углу. около на сене ставили горшок с кутьею, внутри горшка укреп¬лялась зажженная свеча. торжественный пир начинал принципал дома. Подняв чарку с вином, он произносил: «Дай же, Боже, в охотно здоровьи си святки провести, ще и на тый рик (год) дождати». По окончании трапезы (а на столе, выключая кутьи и взвара, были вдобавок и овсяный кисель, вареные грибы, толокно и т. п.) владелец с ложкой кутьи выходил во двор — угощать мороз: «Морозе, морозе, — говорил он, — ходи до нас кутьи исти, а если не идешь, то не иди на жито, пшеницю и всякую паш-ницю». Последнюю ложку кутьи обладатель бросал в потолок — счи¬талось, что как плеяда ее прилипнет к потолку, да будут и пчелы летом водиться. Вставшие за стола домочадцы оставляли свои ложки в общей чаше с оставшейся кутьей, что бы ею могли по¬лакомиться умершие родичи, если придут ночью. Существовало верование: если наутро углубление окажется перевернутой, ее вла¬делец умрет.
но благочестие Сочельника на Руси давно наруша¬лось буйным народным весельем. Оно соглашаться из глубины языческих времен и несет не только народную зрелищно-игровую, смехо-вую традицию, Но и языческие обряды гаданий, игр, переодева¬ний, ряжения, славления, то кушать хождения детей, а временем и взрослых со звездою, вертепом и т. п. Эта языческая традиция ведет колыбель от празднеств, посвященных солнцу: в декабре оно поворачивается на лето, прибавляется день, человеки с нетерпением ждут воскресения природы. бал рождественского Сочельника называли в народе Колядами.
порядок колядовать христианская храм заранее не призна¬вала, не признает и теперь. «Стоглав» (сборник постановлений московского церковного Собора 1551 года, что был созван царем Иваном Грозным, содержит сто глав) констатировал с неодобрением: «В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными». Но нрав колядования живет некоторый века, в ряде регионов Рос¬сии он жив и до сих пор.
Колядование начинали дети, молодой парни и девушки: под окнами изб пели они разные колядки, получая зa это от хозяев угощение, монетки, обновки, дешевые украшения.
вероятно не ли вкушать более яркое и сочное изображение Коляд, чем в «Ночи до Рождеством» Н. В. Гоголя:
«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены кроме пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.
зачастую посреди колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тогда же успел извинять кто-нибудь из молодых Козаков. То внезапно 1 из толпы на место колядки отпускал щед-ровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик, дайте вареник, Грудочку кашки, кшьце ковбаски.
смех награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая сторона старухи, которые одни только вкупе со степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или же куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, 1 бросал кусок снега, второй вырывал калита со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел коллективно с мешком скоро на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, да роскошно теплилась! И еще раз белее казался аристократия месяца от блеска снега».
Может быть, долговечность обычая колядовать не в верности языческим представлениям, а в стремлении народа к самому широкому самовыражению и веселью: здесь и пение, и поэтические экспромты, и дарование к театрализованным действам, и заманчивая мочь являться разом м зрителем, и актером, где сценические театр — родная станица или же городок.
И как немыслим народный Сочельник бес Коляд, да мочь представить его бес гаданий. Их великое множество: га¬дания на вещах, лошадях, курицах, на поленьях, на шкурах, на сковородах, на кольце, хлебе и крючке и т. д. и т. п.1
С рождественской ночи 25 декабря (7 января) и до Крещения 8 (19) января в почтение Рождества Христова на Руси проходили 12-дневные празднества и торжества, которые назывались Святками, либо Святыми вечерами, и которые были наполнены радостью и весельем.
В жизни наших предков-христиан одним из важнейших обрядов, относящихся к празднику Рождества Христова, был чин славления, состоявший в том, что причты в деревнях ходили по домам с молитвой и пением. В праздничный день Рождества Христова в столицах, Кагда раздавался звук к литургии, собственноручно духовенство со священнослужителями приходил хвалить Христа и приветствовать государя в его палаты. Оттуда все шли с крестом и священный водой к царице и другим членам царского семейства. Миряне в сей погода непременно опосля церковной здание посещали наперсник друга. обычай славления берет свое начинание в глубокой христианской древности. Началом его можно, видимо, выкладку время правления императора Константина Великого — поздравляя его с великим праздником, певчие распевали кондак Рождеству Христову: «Дева теперь пресу-щественнаго рождает». На Руси набожный чин славления совершали не только причты, Но и миряне. Их называли славильщиками. Например, в южных российских губерниях славлением занимались дети — школьники, которые, посещая дома, любили поздравлять хозяев латинскими и греческими стихами.
В XVII веке к обряду славления присоединился опять один: ношение вертепа, или же ящика. В нем из материалов, доступных деревенскому художнику, умельцу, изображались в лицах события и обстоятельства рождения Христа.
Наряду с этими благочестивыми обычаями сохранились и неко¬торые языческие традиции. Наиболее стойкими оказались те, что связаны были с культом солнца, которое в декабре поворачивает на лето. Это был праздничный день воскресающей, возрождающейся светоносной силы солнца. день Рождества Христова в народе совершался под именем Коляд. Колядами зачастую называют рождественские святки. потребно сказать, что в ряде областей России и до сих пор — в измененном, зачастую трансформированном виде — сохранились древние Коляды.
точный да же частично сохранился и порядок древнеславянского очищения в канун праздника Рождества Христова. Наши предки вымывали и перемывали в доме все — одежду, посуду, полы, окна, наводили группировка в сараях, амбарах, хлевах. обязательно мылись в банях или же печах, надевали чистую одежду — ересь в очистительную силу воды была неколебимой. как и в очистительную силу огня: в канун рождественских святок собирались мусор, старая одежда, обувь, ненужные, старые либо сломанные орудия труда — все это сжигалось. А «новым огнем», какой обычно старики добывали через трения, сжигали дубовую колоду и дымом этим окуривали жилища — от нечистой силы, дурного глаза, от всякой нечисти.
Завершая книга о празднике Рождества Христова, добавим, что порядок устанавливать в домах рождественские елки известен с 1642 года. тут-то он был распространен в Германии — в Страсбурге и Эльзасе, после перешел в Австрию. В ход 1819—1830-х годов распространился в Венгрии, пришел в Прагу, а в России рождественские елки появились в 1840-х годах — прежде в городах, кроме и в сельской местности. Добавим также, что опосля октябрьской революции в России рождественская елка была запрещена — она считалась религиозным пережитком. еще пришла она в русские дома на Рождество Христово в 1935 году.