деревня Печенкино
На недавно состоявшемся смотре конкурсе работ посвященных истории малых деревень, пожалуй одним из самых интересных исследований по этой теме стали документы собранные утмановским жителем Вячеславом Геннадьевичем Поникаровским. Свой рассказ об исчезнувшей деревне Печенкино он привязал к истории своего рода и в целом получился довольно объемный ракурс на наше прошлое. Редакция решила, что он вполне подходит для этой нашей постоянной рубрики, но чтобы вписать его в газетный формат потребовалась некоторая доработка и сокращение исходного материала. Впрочем, излагая его мы все же не ушли далеко от оригинала, который выполнен как своего рода дневник – размышление.
Родословная
Мой прадед — Георгий Захарович Печенкин, родился в 1850 году в Печенкино и от прочих деревенских жителей отличался колоссальной физической силой. Был известен случай, Кагда он опять будучи молодым, возвращался с бездействие и проходя около деревни Митюково увидел сани груженые березовыми кряжами. Силушку ему в то время тратить было некуда и он за шутки взял желание и забросил эти сани совокупно с дровами на обширный потолок стоявшего близко хлева. Шутки ради. В нашей семье сохранилось немало преданий о его физической выносливости. Вот как то раз двое его сына Иван и Егорчик везли на деревню много со льном, число выдался дождливый, тропа раскисла и много основательно намок и тогда телега застряла, зацепилась колесом зa бревно около деревенских ворот. как ни помогали лошади братья выправить ее на дорогу, так себ е не вышло, намокший лен весил не мало тонн. Позвали мужиков, те покряхтели ей-ей и одинаковый отступились сказав: «Тут стоит направляться зa «боярином»» Боярином они почтительно звали моего прадеда. Он пришел с тросточкой да как хромал на одну ногу, здоровой тем не менее уперся и отбросил телегу в сторону. А ногу повредил он с дуру, вот как. раз Георгий Захарович зашел в лавка истинно и наткнулся там на мужиков, что стояли около сорокаведерной бочки со спиртом и про меж собой спорили, плотина сможет летать эту бочку дворянин на гавдарею либо нет. Ну, дед из самолюбия взял согласен и поставил ее туда, гораздо они просили, только вот чашечку коленную повредил при этом. С тех пор и стал хромать. А пить зa раз он мог единым духом четверть причина (около трех литров). новый случай. как то раз, вечером, Кагда уже смеркалось, ехал он с возом сена, а на встречу ему попались супруг и жена, возвращавшиеся из гостей в кошевке. По неписанному закону они должны были уступить дорогу как человеки праздные так точно снова налегке, Но видимо хмель сыграл с ними злую шутку, стали медлить Кагда зa них это сделает крестьянин. тут-то Георгий Захарович ни болтовня не говоря, взял истинно и спихнул их на обочину дружно с санями и лошадью. — Леший, наверное, ехал, — услышал он вслед. А вдобавок он для забавы перекидывал двухпудовки сквозь склад, что Кагда — то стоял на берегу реки около Подосиновца. Ярким и значительным эпизодом в его жизни была должность Отечеству. В армию он попал по рекрутскому набору, к тому же на это указал жребий, какой по обыкновению бросали в семье братья достигшие, как выразились бы немедленно «призывного возраста». Попал как раз на русско — турецкую компанию 1877 -78 года, воевал в Болгарии и зa неустрашимость и смелость был награжден орденами Святого Георгия и был даже сам знаком с императором Александром II, поскольку являлся одним из членов его личной охраны. В одной из штыковых атак, он провалился в окоп и в яростном бою заколол 23 турка. Последнего из них, очень кроме молоденького парнишку, хотел было пощадить, Но не совладав с собой положил и его. Долгие годы после сей случай не выходил около него из головы и Кагда дед напивался, то проклинал себя: «Ну зачем я его тут заколол. Ведь молил он меня: «Рус, рус…Пощади…» Он умер, прожив 57 годов , оставив опосля себя пятерых детей.
Возникновение деревни Печенкино
Один из них Павел Георгиевич Печенкин дружил в свое время с отцом Викторианом, священником храма святого Ильи в Утманово. Однажды, накануне тем как отправить духовный архив в Вологду священник Викториан дал ему прочитать пара листка церковно – славянской вязи с описанием тово как образовалось Печенкино. Там говорилось, что: «Царица Екатерина разорила наше вертеп «Сенковку» и нас всех выслала в холодное поляна в глухом лесу. Ехали на лодках плотах по рекам бесконечно долго. В одном месте укрепленном четырьмя башнями нас разгромили и отправили по разным местам вверх по речкам и лесным наволокам. Нас, около 10 семей отправили по «каторжной» дороге. Шли мы две недели, дошли до деревни Городец, которая находилась на берегу гигантский реки. Три семьи остались здесь, а семь семей я уговорил плыть по реке вниз. чрез дней восемь, мы доплыли до местечка, где была небольшая церковка. Нас 7 семей отправили на жилище по малой речушке, расселятся и оседать. . как старший выбирал места, где дозволительно упражняться землепашеством. Одну семью я поселил под горой, 3 семьи на кручина под названием Колотое и 3 семьи поселил около государевой дороги из Устюга в Вятку, на видоизмененный стороне речки на печаль и назвал их деревня Сенковка в память о своей родине. чрез не мало годов бродяжная общество разбила это поселок и сожгла. Мне как охраннику дорог прислали 2 семьи новых, их я водворил на полоса сгоревшего и назвал это место Печеное. кроме высланные все прибывали и я расселял их по увалам, угорам, примыкавшим к лесам и государственной дороге. Они уже сами давали названия своим поселениям бес моего участия.» кроме в этих листках говорилось, что вследствие большого наплыва в эти места ссыльных украинцев по царскому указу, старшим был назначен Сенковский с постоянными местом жительства на Печенкино и по его указанию местечко была названа Печенкино – Сенковское, это подтверждается Владенной записью, выданной государством Устюжским. Она в свое время хранилась около Георгия Захаровича Печенкина, Но была утрачена. как известно Екатерина II в конце 18 столетия активно занималась аннексией земель Речи Посполитой, по-этому в качестве гипотезы дозволительно выдвинуть ожидание о том, что Сенковский мог, к примеру, обретаться польским шляхтичем. Ведь он грамотен, к тому же называет свою родину, на помещичий манер, гнездом. согласен и ссыльные украинцы, да же указывают на репрессии проводившиеся в то время в западной Украине. А может быть, он попал под раздражение императрицы снова раньше, во время подавления пугачевского восстания. который знает? мой племя по материнской линии Вячеслав Геннадьевич ведет от внучки своего знаменитого прадеда – Елизаветы. Она в свою очередь была жената на односельчанине Иване Михайловиче Печенкине. В Первую мировую войну Иван попал в рабство и находился в Польше. Из плена вынес польские выражения, словечки и стойкое антипатия к селедке, которой там кормили. К 1 января 1913 возраст на Печенкино насчитывалось 25 домов и 130 человек. около него был пара Иннокентий и во время гражданской войны они с ним оказались по разные стороны фронта, Но во время одного из боев он перешел к брату, на сторону красных. Но это его не спасло от репрессий. В семейном архиве даже сохранилась их, поделенная на две части фронтовая фотография. А после была другая война, гораздо более разрушительная и страшная. С ней около молодого утмановца связаны книга о своей бабушке, Надежде Ивановне Печенкиной. Двадцатилетней девчонкой она шоферила по легендарной «дороге жизни», снабжая боеприпасами и продовольствием защитников блокадного Ленинграда. От своего отца она унаследовала отличную память и впечатление юмора, которое выразилось в коротеньких устных юмористических зарисовках о своих односельчанах. Вот некоторые из них. Зобли Василий Мололи на Куликовской мельнице крупу Василия. Подходит к Ваське Венко, ест его крупу и ему же предлагает: «Зобли, Василий, Зобли» Подожди Мария Две сестры, Манька и Катька, бучили в бане. А их отец, Егор Васильевич сидел в доме и пил чай. Его супруга Мария Гавриловна прибегает и кричит: «Егор, Егор, здание горит!». А тот степенно отвечает: «Подожди Мария, с блюдечка допью». Кино В горячий число на сенокосе на берегу Шеньги, около кордона, сели обедать. внезапно из кустов выходит Сашка Нилиха, трусливый годов сорока, голая, только рубашка на плече. И начинать расхаживать туда – сюда со словами: «Кино кажу!» Пузыренки Сели есть вдвоем брата, Олешко и Егорко по прозвищу «Пузыренки». Налила им повитуха Настасья молока: «Хлебайте!». Они накрошили в тарелку хлеба. 1 из братьев предложил идею разделить молоко лучиной. Олеша хлебает так хлебает, а Егорко хранит свою половину, а Кагда опомнился, то сказал: «Ой ты все мое молоко выбутькал». Илюха глиняный А звали так, потому что жил в избе пазы около которой были промазаны глиной. Вот как — то раз, в сентябре 1945 возраст довременно выпал осадок и запали поля с хлебом. Вся поселение вышла косить овес в Мельничном поле. И внезапно на горе, на краю поля появляется немецкий офицер, в кожаном блестящем черном плаще, фуражке с высокой тульей, хромовых сапогах и лайковых перчатках. Все остолбенели, покамест не признали в «немце» Иллюху Глиняного с Займатихи. Все благодеяние он привез с войны, а после около него все исчезло и умер он алчущий на холодной печи. Последними жителями в 80 годах прошлого века были Якимова Александра Савельевна с сыном и дочерью, Поникаровский Василий Павлович, Ногина пристрастие Михайловна с сыном Геннадием, Ногин Николай Дмитриевич с женой Надеждой и дочерьми Ириной и Ниной, Ногина Лидия Анастасиевна с сыном Владимиром. снова долгое время человеки пользовались усадьбами, Но дома помаленьку вывозили который на продажу, который на дрова. теперь там только что сам-друг полуразрушенных строения. Но поселение тянет нас своей историей, трогает наши души. шум предков звучат в наших сердцах. До сиз пор моей маме Анне Дмитриевне Поникаровской снится 1 и тот же сон: она соглашаться на Печенкино, видит мой дом, а достигать не может.