Фильм о Самарском чуде
В фильме снимаются Константин Хабенский, Сергей Маковецкий, Полина Кутепова, Мария Бурова (дебют), Анна Уколова.
«Идею подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется Православной тематикой. Фильм скорее затронет нравственные проблемы, чем духовные. Главная идея: пока мы способны воспринимать чудо — мы живы», — говорит режиссер ленты Александр Прошкин.
Героиня фильма на празднике, не дождавшись своего суженого, приглашает на танец… Николая Угодника. Хватает икону да с ней и застывает. Жители провинциального города напуганы этим необычайным событием, которое становится объектом тщательного расследования на самом высоком уровне.
Фильм выйдет на экраны в 2009 году.
Итак, фильм о самарском чуде…
Нравится это нам или же нет — вскоре мы увидим на экране ту, чей действие когда-то потряс всю Самару (в то время Куйбышев): девушку Зою, пытавшуюся протанцевать с иконой Николая Угодника в руках. И люди, еще раз пару десятилетий обратно переписывавшие от руки безхитростные болтовня из народной повести об «окаменевшей отроковице» про «молоньи», поразившие дерзкую богохульницу и приковавшие ее к полу, в настоящее время увидят киноверсию чуда. В исполнении кинозвезд первой величины.
Станет ли сей фильм событием для страны? как стала им скандал молоденькой Зои Карнауховой, рабочей трубочного завода, дерзнувшей станцевать с иконой Святителя Николая? Покажет время.
После успеха фильма «Остров» стало быть следовательно — церковная содержание не просто востребована, нет, это опять слабо сказано: человек просто-таки жаждет церковного кино. Вот что сказал об этом Юрий Арабов, курировавший работу своего ученика Д. Соболева, сценариста фильма «Остров»: «Никогда и ни одна душа кроме не видел на экране положение батюшки, тем более юродивого. хроника о священнике оказалась адски востребована обществом. дозволено извещать сценарий гораздо лучше «Острова», и он ни на палец не приблизится к славе».
И Кагда содержание про старца-экзорциста оказался отработанным, потребно нюхать некоторый видоизмененный поворот. Не менее зрелищный. Вот почему фильм о самарском чуде будит создаваться в жанре драматического триллера… То потреблять с ужасами, спецэффектами, несомненно же, с «танцем Зои»… А как же бес этого? То теснить на грани кощунства. И что еще, если только на грани… Возможен ведь и освобождение «за грань».
Но, думаю, последнего не случится. чрезмерно серьезные и талантливые люди, настоящие мастера, взялись зa это непростое битва — пересказать на киноязыке все те драматические события, о которых помнит выше- город. Знают Православные человеки по всей стране. Режиссер Александр Прошкин известен по замечательной экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (фильм сей пускай бы и не о духовенстве, не о чудесах и знамениях — Но его дозволено думать явлением действительно Православного кино!), а сценарий будит черкать все тот же Юрий Арабов. Его знаем по жутковатому, Но смелому и тонкому «Господину оформителю» и по тому же «Живаго».
Хабенский… Но какой нынешний фильм обходится бес Константина Хабенского? Маковецкий тоже, безспорно, кинозвезда первой величины. А сомнительная «честь» показывать Зою выпала замечательной актрисе Полине Кутеповой («Орел и решка», «Мелкий бес»).
Поглядим, как разыграют они для нас эту драму.
Думаю, само самарское чудо постоит зa себя. единовластно от того, с какими целями приступают к работе «мастера кино», сама непостижимая «логика» подлинного Божьего чуда ввернет их в свою орбиту и заставит с собой считаться. Раз о чуде зa пятьдесят годов не забыли (а что не забыли — знаю точно: едва ли не каждую неделю приходится отбиваться от звонков журналистов из самых разнообразных изданий — днесь в основном столичных, желающих извещать про «Чудо о Зое»), значит, добронравный потенциал этого чуда все вторично в некотором расстоянии не исчерпан. И употреблять живые души, в которых это чудо пробудит веру или же укрепит ее. за них и стоит оказывать картину.
А быстро как авторы справятся с задачей — поживем-увидим.
Пока же только конечно одно: содержание о девушке Зое вышел из разряда «самарских преданий» — и продолжает свое служение. Уже в масштабе страны. И это само по себе уже чудо — гнездиться может, по-своему не меньшее, чем то, которое произошло с реальной Зоей, в реальном времени. На улице Чкаловской, 86.
Наверное, потому и до сих пор не открыты все детали и факты «стояния Зои Куйбышевской» — что бы оставался ореол таинственности и недосказанности на тех событиях. что бы чудо это было не просто жутким и необъяснимым фактом, а еще раз и притчей — о каждом из нас.
…А покамест я обдумывал эту рецензию на еще раз не отснятый фильм, житье-бытье внезапно подбросила к тому же одну черточку к «сценарию». В Православный лавка на улице Радонежской пришла немолодая женщина, Пелагея, и речение зa вокабула рассказала продавщице о том, как паки тринадцатилетней девочкой бегала она во время «Стояния Зои» на улицу Чкаловскую. соборно со всеми уворачивалась от конной милиции, не уходила, требовала, что бы ее впустили в дом, показали «окаменевшую Зою»…
— Мы даже на ночь не расходились, — вспоминала Пелагея. — И было причинность слышно, как из дома на Чкаловской доносились громкие стоны-завывания окаменевшей Зои… Жуткий шум ее эхом разносился по тихому ночному городу… Этих стонов мне не забыть…
…И как бы художественно ни «стенала» в фильме актриса-«Зоя», сомнительно ли около нее получится да же убедительно и страшно, как это было на самом деле. Ведь опять живы люди, которые могут сравнить реальность с игрой.
Антон Жоголев
«Это чудо – требование к покаянию…»
Протоиерей Игорь Соловьев, настоятель самарского храма во фамилия святого мученика Иоанна Воина (в этом храме хранится единственная Божье милосердие Святителя Николая с клеймами, на которых изображены события «Стояния Зои»):
— Чудо «Стояния Зои» в Самаре было явлено Господом ведь не для того, что бы удивить людей. Оно произошло в пятидесятых годах, Кагда в стране началось очередное, да называемое «хрущевское», стеснение на Церковь. Это чудесное событие безгранично отрезвляюще подействовало на народ, кто неожиданно вспомнил о Боге и пошел в храмы. Возможно, немедленно основными прихожанами наших церквей и соборов как раз и являются те самые девчушки, а безотлагательно уже бабушки, бегавшие в то время на улицу Чкаловскую понимать своими глазами застывшую Зою.
Профессионалам, которые берутся зa съемки этого нового фильма, больно гордо не превратить свою работу в театральную постановку. вместе само то чудо, о котором мы ныне говорим, было ведь громоздкий трагедией в первую очередь для самой окаменевшей Зои, для окружавших ее людей. И чудо состоялось не в том, что женщина опосля своего невероятно кощунственного поступка застыла, превратилась в изваяние, то теснить была наказана, нет. Ведь при вконец большом желании дозволено было находить кучу медицинских обоснований такого ее состояния — паралич, например. А чудо до только в том, что малолеток получила от Господа амнистия чрез самого Святителя Николая, кто явился к ней после сто двадцать восемь дней (!) ее стояния. И это явленное самарцам чудо, несомненно, было судьба для укрепления нашей веры, для вразумления нас, грешных, в том, что бог не просто Наказатель и неумолимый Судия, — Он давно только ждет от нас чистосердечного, искреннего покаяния! Актерам, которые станут «обыгрывать» это неординарное событие, думаю, придется нелегко. Надеюсь, что они верующие люди, а иным способом не стоит и касаться зa столь серьезное дело. В удачном, считаю, фильме Павла Лунгина «Остров» тожественный показано чудо, Но там это сыграно бес спецэффектов, выдержанно, спокойно. Думаю, и здесь лучше быть бес применения каких-то особых зрелищных приемов, лучше глубже наказывать игру актеров, их душевные переживания.
Если же этюд не будит сконцентрирована на духовной стороне чуда «Стояния Зои», а будит повествовать о жизни, о нравственном состоянии общества в то время и сегодня, — думаю, тожественный будит неплохо. суть — как, с какими мерками подойти к этой непроходимо ответственной теме. К «Стоянию Зои» следует отнестись не как к чему-то сверхъестественному, как это было в одной из передач на канале ТНТ, а как к тому, что бог нас призывает: «Се, около при дверех». Что бог протягивает нам Свою руку для нашего же с вами спасения. теперь издается целый короб книг о Православных чудесах XX и XXI веков, в них дозволительно встречать изображение таких чудес, на фоне которых «Стояние Зои» не будит здорово выделяться. Думаю, создатели фильма уже взяли пожелание священства на свою работу. снова хотелось бы говорить не мало слов той актрисе, которая будит слушаться занятие Зои. Она должна красоваться верующим человеком и понимать, что ее игра, ее занятие — не только чуть передача каких-то ощущений, а что называется, «рука Господня на мне», что «Господь меня коснулся». Важен сей очень момент сильного впечатления от общения с Божьим чудом. женщина ведь не просто окаменела, ее дух была вызвана ТУДА! Тело стояло, а зловоние пребывал в общении с Богом, со святыми, с Ангелами, ей были показаны и ад огненная, и райские кущи. Думаю, что такие глубокие моменты внутренних переживаний может передать только верующий человек, и для этого нужна большая внутренняя подготовка.
«Чудо сыграть невозможно»
Владимир Ильич Осипов, участник Союза писателей России, режиссер, сочинитель документального фильма «Стояние Зои» (2001 г.):
— лишать игровой фильм о церковном чуде, таком, например, как «Стояние Зои», считаю просто недопустимым. Для того, что бы художественно воссоздать, воспроизвести на экране события тех давних лет, режиссеру придется вещь додумывать, привносить свое, собственное мечта той потрясшей место посёлок истории, прорисовывать языком игрового кино некоторый николи не существовавшие детали. И при этом много свободно «соскользнуть», успокаиваться от той истины, которую в полной мере ни одна душа из нас не знает, то теснить СОЛГАТЬ. Ведь это было событие таинственное, и многое нам в том чуде до сих пор не открыто… Более того, считаю, что касаться к такого рода вещам просто опасно, — что это отродясь не заканчивалось. А быстро если взглянуть на актерский состав, где на главную занятие претендует артист, что ведомый по фильмам «Дневной…» и «Ночной дозор», — все становится предельно ясно.
Думаю, создатели фильма в первую очередь преследуют отличные от духовных цели: они хотят просто славы и просто денег. Ведь к сегодняшнему дню отснято уже практически все, что могло привести к быстрому и легкому успеху: пытались опошлить Великую войну, а днесь ухватились зa «свеженькое». Народ, само собой разумеется же, хлынет на художественное кино с налетом церковности, истинно вдобавок про «Чудо» — человеки истосковались по чистому, нравственному содержанию отображенной в кино реальности. Но подлинной духовности и понимания сути тово знакового самарского чуда стояния Зои при всем моем уважении к авторам фильма я от картины не жду. Прекрасно понимаю, что новая, свежая, не избитая содержание — В любое время открытие для творческой личности. все же дозволительно водиться больно духовным человеком, Но все и невозможно сыграть подлинное чудо. Это просто не судьба игровому кино — как бы ни были талантливы создатели ленты.
«Это чудо ужасно кинематографично…»
Николай Михайлович Коняев, участник Союза писателей России, г. Санкт-Петербург, композитор рассказа «Несостоявшаяся встреча» (1996 г.) о «Стоянии Зои»:
— Важно, что бы создатели фильма зa внешними эффектными сценами не потеряли глубокого духовного содержания. Самарская Зоя — достойна настоящего, вдумчивого кино. Само это чудо безгранично кинематографично. Представляю, как сей содержание дозволительно раскрутить силами художественного кино: к дому на Чкаловской улице на черной «Волге» подъезжает секретарь обкома, убежденный атеист, и видит окаменевшую Зою… Но невыносимо свободно сбиться на дешевку. И, скорее всего, то есть это и произойдет, добро бы хочется чаять на лучшее. Режиссер фильма обозначил главную тему так: как чудо воздействует на людей. Но ведь это главная содержание и моего рассказа! Я не писал того,о чем не знаю. Например, который такая Зоя и что с ней случилось потом. Но хотел лишь только показать, как чудо меняет людей, с ним соприкоснувшихся. Не удивительно, что такой содержание притягивает творческих людей как магнитом. Вот и кинематографисты взялись зa сей сюжет. Считаю это весь нормальным, а быстро получится около них либо нет, — поживем, увидим.
На снимках: знак «Безумие Зои» с иконы Николая Чудотворца из самарского храма Иоанна Воина; в роли Зои будит сниматься актриса Полина Кутепова